Тексты российских законов стали сложнее, это выяснили эксперты из Высшей школы экономики. И дело даже не в обилии юридических терминов. Должность переводчика с «законодательного» уже не звучит как шутка.
В рамках своего нового исследования «Оценка сложности языка законов» эксперты проанализировали 592 законодательных акта России. Рассматривали 7 параметров:
• количество слов в одном предложении,
• количество слов в одном абзаце,
• отношение количества слов, зависимых от существительного, к количеству существительных,
• число слов между двумя зависимыми словами,
• процент глаголов относительно общего числа слов,
• число причастных оборотов в одном предложении.
Кроме того, что среднее количество слов в одном законе выросло с 4970 (данные за 1991 год) до 12450 (данные за 2019 год), тексты законов оказались сложнее некоторых литературных произведений. Для сравнения исследователи рассмотрели такие книги, как «Анна Каренина» Льва Толстого, «Географ глобус пропил» Алексея Иванова, «Авиатор» Евгения Водолазкина и «Текст» Дмитрия Глуховского. В то время как в литературных произведениях в среднем 17-19% глаголов, в нормативных актах их всего 3-8% относительно всех слов. Только по двум параметрам книги все еще сложнее законов. Это количество слов в абзаце и количество предикативных ядер в предложении.
Специально для оценки сложности законодательных текстов рассчитали «индекс синтаксической сложности нормативных правовых актов» (ИСЗ). Его медианное значение с 1991 до 2019 года выросло с 30,8 до 40 баллов. Самый высокий ИСЗ у закона «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» – 65 баллов. Для сравнения, индекс «Критики чистого разума» Иммануила Канта – 48 баллов.
Проведя исследование, эксперты ВШЭ порекомендовали ввести методические рекомендации с утвержденными синтаксическими параметрами, которые не должны превышаться при написании законов. Также они предложили уточнить требования к оформлению законопроектов и применять разработанный алгоритм анализа синтаксических конструкций.
Комментарии 0